Максимально полезный портал о реабилитации после тяжелых заболеваний
Межрегиональный общественный фонд помощи и содействия пациентам, нуждающимся в реабилитации после тяжелых заболеваний и травм
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
8-800-500-46-28
ЗАПОЛНИТЬ АНКЕТУ Пожертвовать

Некоторые дети с аутизмом очень хорошо читают, но при этом очень плохо понимают прочитанное и чужую речь в целом. Такая особенность многих детей с аутизмом называется «гиперлексия» – способность быстро декодировать и прочитывать слова, но очень часто дети с гиперлексией не понимают, что они только что прочитали. Нетрудно понять, почему дети с гиперлексией, которые, вроде бы, сами научились читать раньше других детей, будут испытывать сложности в школьном обучении, связанном с чтением.

Характеристики гиперлексии
Гиперлексия, как правило:
– Встречается среди людей с нарушениями развития.
– Начинает проявляться в возрасте до 5 лет.
– Выражается в том, что человек сам себя учит читать.
– Чтение похоже на ритуал, является навязчивым.
– Способность читать слова не соответствует (превосходит) ожиданиям от интеллектуальных способностей индивида.

Дети с гиперлексией часто уделяют огромное внимание тексту с очень раннего возраста – сначала они проявляют сильный интерес к буквам, а потом к целым словам. Они также испытывают сложности с устной речью, для них, как правило, характерны такие особенности как:
– Эхолалия (повторение чужих слов и фраз).
– Перестановка местоимений.
– Стереотипное повторение слов и фраз.
– Задержка в функциональном использовании слов.

У детей с аутизмом, как правило, есть сложности с пониманием фактов, взаимоотношений и эмоциональных состояний в тексте. Поскольку дети с аутизмом обычно нуждаются в целенаправленном обучении социальным навыкам, им может быть сложно понять художественные тексты, которые описывают чувства и мотивацию персонажей. Также такие дети склонны уделять больше внимания деталям, а не общей картине в целом.

Помощь при гиперлексии
Обучение последовательностям и причинам-следствиям
Для того, чтобы понимать прочитанный текст, ребенок должен быть способен анализировать события и их последовательность. Для этого подходят занятия из серии «Расскажи историю», когда ученики должны расположить события в определенном порядке (с помощью изображений) и/или описать событие одно за другим. Для этого хорошо подходят наводящие вопросы: Кто? Что? Что сделал? Для того, чтобы помогать ребенку располагать события в последовательности важно учить его концепциям времени, например, «сначала», «затем» и «потом».

Анализ изображений перед чтением
Перед чтением книги изучите ее иллюстрации, название и обложку. Обсудите с ребенком информацию, которую можно понять только по картинкам (Про кого эта сказка? Где они? Что они делают?), спросите его предположения о событиях в книге.

Метод «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
Это специфическая техника для улучшения понимания прочитанного текста, которая побуждает ребенка делать предположения о содержании текста, задавать вопросы, искать ответы на вопросы в тексте и анализировать результаты чтения. Существуют различные протоколы и руководства по данной технике, в том числе в Интернете.

Создание визуальной карты
Для того, чтобы ребенку было проще вспомнить важную информацию из прочитанного текста и правильно организовать ее, можно создать визуальную карту истории. Если проходить вместе с ребенком по такой карте от одного элемента к другому, то ребенок будет учиться вычленять такие элементы как обстоятельства, действия и эмоции персонажей.

Социальные истории
Используйте социальные истории, чтобы ребенку было проще понять эмоции персонажей и точки зрения разных людей. Социальная история может быть простым «руководством», которое описывает правила для определенной ситуации в очень простой форме. Например, история может описывать чувство «злости», и тогда в ней будут описываться причины, по которым люди могут злиться (например, они не смогли добиться своего), как злость выглядит со стороны (например, лицо краснеет), и как можно разрешить такую ситуацию (например, если я злюсь, я могу глубоко вдохнуть).

Разговоры в виде комикса
Комиксы – это отличный способ развивать навыки понимания персонажей и разных точек зрения. Разные типы «облачков» в комиксах помогают ребенку понять, что человек может думать одно, а говорить другое. Это важно не только для чтения, но и для развития социальных навыков в целом. В комиксах также очень четко показана последовательность событий, и по ним очень просто пересказывать прочитанное, используя понятия «сначала» и «затем».

Подсказки с помощью повторяющихся слов
Подсказки с помощью повторяющихся слов – это обучение ребенка тому, как вычленять повторяющееся слово, очень часто это местоимение, в тексте и определять, к чему относится данное слово. Это не только помогает обучать местоимениям, но и поощряет ребенка остановиться и активно, а не пассивно взаимодействовать с текстом.

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
НОВОСТИ
19 июля 2019
Реабилитация ВИЧ/СПИД инфицированных
МЦР Клиника г. Москва
Согласно документам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), ВИЧ инфицирует клетки иммунной системы, разрушая или нарушая ее функции. Инфицирование вирусом приводит к прогрессирующей деградации иммунной системы и, в результате, к «иммунодефициту». Инфекции, связанные с тяжелым иммунодефицитом, известны как «оппортунистические инфекции», так как они «пользуются возможностями» ослабленной иммунной системы. СПИД — это термин, применяемый к самым последним стадиям...
подробнее
16 июля 2019
Как реабилитироваться после инсульта: по ОМС или в частном порядке?
Реабилитация после инсульта необходима всегда и всем. Сейчас в России есть разные возможности прохождения такого восстановительного лечения: в рамках ОМС, по полису добровольного страхования или в частном реабилитационном центре. Каждый из этих способов может быть достаточно эффективным, и у каждого есть свои особенности. Расскажем немного о том, чем отличается реабилитация по полису обязательного медицинского страхования от программы восстановления после инсульта в МЦР.
подробнее
10 июля 2019
Быть счастливым без руки или ноги – как это возможно?
Порой в результате болезни или травмы человек не может больше управлять своей рукой, плохо ходит или вынужден пользоваться инвалидной коляской. Это тяжелейшая ситуация и с физической, и с психологической стороны, и поначалу непонятно: ну как жить без руки, которая меня кормила? Как можно привыкнуть к невозможности ходить? На примерах наших пациентов и знакомых, которые смогли адаптироваться к жизни со значительными физическими ограничениями, мы видим: полноценная жизнь возможна даже при серьезной утрате каких-либо функций. Конечно, потребуются немалые усилия и грамотная психологическая поддержка, чтобы человек смог увидеть свет и жить дальше. Но все достижимо! Коммерческий директор Междисциплинарного центра реабилитации Александра Славянская делится своими наблюдениями за такими мужественными людьми.
подробнее
ВСЕ НОВОСТИ
Дорогие друзья! Наша анкета ориентирована прежде всего на пациентов, нуждающихся в реабилитации, их близких и родственников. Но Вы можете заполнить анкету даже если Вам лично или Вашим знакомым не требуется реабилитация. Нам интересно Ваше мнение. Мы хотели бы больше знать о Ваших потребностях, чтобы влиять на состояние реабилитации в России. Благодарим за помощь!

Москва

г. Москва, Электрический переулок, дом 3/10, строение 1, пом/ком IV/1
8(800)500-46-28

Воронеж

Воронеж
8(800)500-46-28
Доброта.ru
Задать вопрос
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
8-800-500-46-28