Максимально полезный портал о реабилитации после тяжелых заболеваний
Межрегиональный общественный фонд помощи и содействия пациентам, нуждающимся в реабилитации после тяжелых заболеваний и травм
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
8-800-500-46-28
ЗАПОЛНИТЬ АНКЕТУ Пожертвовать

Дизартрия — одно из самых распространённых речевых расстройств у детей. Дизартрия проявляется в нарушении произношения различных групп звуков. Чаще всего страдают свистящие, шипящие, Л и Р. Однако при тяжёлой дизартрии нарушенными могут оказаться даже звуки раннего онтогенеза, появляющиеся в речи ребёнка одними из самых первых — губные (п, б, м, в, ф), переднеязычные (т, д, н), заднеязычные (к, г, х).

В зависимости от сохранности произносительных возможностей выделяют следующие степени выраженности дизартрического расстройства:
-стёртая дизартрия (нарушена одна или несколько групп звуков, как правило, позднего онтогенеза);
-дизартрия (нарушено большое количество звуков, речь плохо понятна, «каша во рту»);
-анартрия (страдает артикуляция не только согласных, но даже гласных, речь невозможна, состоит из нечленораздельных звуков). Анартрия встречается достаточно редко: зачастую сопровождает ДЦП или наблюдается после перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм.

Однако симптоматика дизартрии не ограничивается только лишь нарушениями звукопроизношения. Часто встречающимися проявлениями этого речевого нарушения бывают следующие симптомы:
— смазанность, нечёткость дикции;
— недостаточная выразительность речи;
— короткий, слабый речевой выдох, что вынуждает ребенка часто делать паузы.

В некоторых случаях к этим нарушениям добавляются расстройства звукослоговой структуры слова, несформированность фонематического восприятия (различения звуков) и лексико-грамматического строя речи. Тогда речь идёт об общем недоразвитии речи (ОНР), осложнённом дизартрией.

Какие же механизмы вызывают дизартрию?

Чаще всего у детей встречается псевдобульбарная дизартрия (примерно 90% случаев дизартрии у детей). Она возникает вследствие нарушения тонуса подвижных органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба). Фактором риска для такой дизартрии является наличие у ребёнка в раннем периоде жизни синдрома пирамидной недостаточности.

Синдром пирамидной недостаточности — это неврологический диагноз, который ставится неврологом в первые месяцы жизни ребёнка. Узнать о его наличии можно, ознакомившись с первыми записями этого специалиста в медицинской карте ребёнка. Часто синдром пирамидной недостаточности отмечается у детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП).

Признаками, подтверждающими наличие пирамидного синдрома, являются разнообразные нарушения мышечного тонуса:

— гипертонус (повышение мышечного тонуса);
— гипотонус (понижение мышечного тонуса);
— мышечная дистония (как повышение, так и понижение мышечного тонуса).
Нарушения мышечного тонуса могут быть односторонними или затрагивать обе половины тела.

Дети с повышенным мышечным тонусом могут рано начать стоять (из-за высокого тонуса мышц-разгибателей), ходят на цыпочках, не опираясь на стопу, не сгибая ноги в коленях. При выраженном понижении мышечного тонуса может отмечаться задержка психомоторного развития — ребенок позже начинает держать головку, садиться, стоять, ходить. В более позднем периоде у детей с нарушенным тонусом отмечается неуклюжесть, моторная неловкость. Подобные проблемы возникают из-за двустороннего поражения пирамидного пути.

Пирамидный путь — это нервный путь, состоящий из нейронов (нервных клеток), идущих от моторных зон коры головного мозга к спинному мозгу. Нейроны, образующие пирамидный путь, — гигантские (пирамидные) клетки (клетки Беца). Они имеют очень длинные аксоны (отростки), по которым двигательные импульсы от коры доставляются к органам движений. Часть этого пути представлена пучком клеток, образующих кортико-бульбарный (кортико-нуклеарный) путь. Он начинается от коры головного мозга и заканчивается не в спинном мозге, а выше — в продолговатом. Именно в нём находятся ядра черепно-мозговых нервов, иннервирующих (снабжающих нервными импульсами) органы артикуляции. Поэтому очень часто патогенный фактор, повреждающий мотонейроны кортико-спинального пирамидного пути, вызывает нарушения кортико-бульбарного пути, что приводит к появлению дизартрии.

Поражение кортико-бульбарного пути может проявляться в следующих симптомах:

1. нарушение тонуса языка, губ, мягкого неба;

При повышенном мышечном тонусе (спастичность) язык напряжен, иногда оттянут кзади. Затруднено выполнение упражнений на распластывание языка («лопаточка»). Нарушена артикуляция многих согласных, часто наблюдается их смягченное произнесение («Сябака и коська зивут недрузьня»).
При сниженном тонусе (паретичность), наоборот, ребёнок не может сузить язык («иголочка»), затруднён подъём кончика языка наверх (облизывание верхней губы, верхних зубов). Паретичное состояние кончика языка может приводить к межзубному произнесению свистящих, шипящих, т, д, н, л. При слабости боковых краёв языка, вместо нормальных, произносятся «хлюпающие» звуки — л’х (собака –“л’хабака»).
При нарушении тонуса губ пропадает чёткость произнесения губных согласных и гласных О, У.
Снижение тонуса мышц мягкого нёба приводит к появлению в речи носового оттенка (ринофонии). При одностороннем снижении тонуса мышц мягкого нёба маленький язычок (увула) отклоняется в здоровую сторону при произнесении звука А.

2. Имеется гиперсаливация (слюнотечение).
Гиперсаливация усиливает смазанность, нечёткость дикции.

3. Наблюдаются синкенезии (содружественные движения).
Наиболее частыми синкинезиями являются:
— запрокидывание головы при подъёме кончика языка наверх;
— закрывание рта при подъеме кончика языка наверх,
— движение кончика языка из стороны в сторону вслед за движениями глаз вправо-влево;
— движения (поднятие) пальцев рук при подъёме кончика языка наверх.

Однако было бы неправильным утверждать, что у всех детей с синдромом пирамидной недостаточности рано или поздно обнаружится дизартрия. Все зависит от того, как много нервных клеток пострадало, от зоны локализации повреждений (поражение кортико-бульбарного пути) и от возможностей компенсации в случае минимальных нарушений. Однако наличие пирамидного синдрома должно восприниматься как фактор риска дизартрии.

спасибо за материал: ЧОУ ДПО «Логопед-Профи» – курсы, семинары

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
НОВОСТИ
7 ноября 2018
Аутизм — особенности реабилитации и социализации детей
г. Москва
Бизнес-завтрак по вопросам аутизма для родителей и специалистов. Вход бесплатный.
подробнее
6 ноября 2018
Ноотропы и нейролептики не совместимы, или это норма психофармакологии?!
есть мнение
Так как многие педагоги с удовольствием подхватывают любые абсурдные высказывания из уст других педагогов, зачастую не имеющих подготовки в заявленной теме - например, в медицине, происходит рождение категоричного мифа, который вредит пациентам и дисквалифицирует врачей.
подробнее
5 ноября 2018
Детский реабилитационно-восстановительный центр ФГБУ ФНЦРИ им. Г. А. Альбрехта
Санкт-Петербург
С 15.10 по 15.11.2018 Вы и Ваш ребёнок сможете познакомиться со специалистами Центра и с различными методами реабилитации (Floortime — игровая терапия, Монтессори-терапия, нейропсихологическая сенсомоторная коррекция, арт-терапия, занятия с логопедом и дефектологом). ✒ Запись по телефону (812) 591-75-23.
подробнее
ВСЕ НОВОСТИ
Дорогие друзья! Наша анкета ориентирована прежде всего на пациентов, нуждающихся в реабилитации, их близких и родственников. Но Вы можете заполнить анкету даже если Вам лично или Вашим знакомым не требуется реабилитация. Нам интересно Ваше мнение. Мы хотели бы больше знать о Ваших потребностях, чтобы влиять на состояние реабилитации в России. Благодарим за помощь!

Москва

г. Москва, Электрический переулок, дом 3/10, строение 1, пом/ком IV/1
8(800)500-46-28

Воронеж

Воронеж
8(800)500-46-28
Доброта.ru
Задать вопрос
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
8-800-500-46-28