Максимально полезный портал о реабилитации после тяжелых заболеваний
Межрегиональный общественный фонд помощи и содействия пациентам, нуждающимся в реабилитации после тяжелых заболеваний и травм
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
8-800-500-46-28
ЗАПОЛНИТЬ АНКЕТУ Пожертвовать

Сенсорная система — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды.

Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов.

Все стимулы от всех сенсорных систем обрабатываются в основном в сингулярной (цингулярной) коре мозга — как раз там, где и находится большая часть дофаминовых рецепторов. Дофамин — нейромедиатор поощрения, именно его количество зашкаливает при эндогенных заболеваниях — БАР, шизофрении, синдроме Каннера, Аспергера. Именно на него направлено действие нейролептиков, которые уменьшают количество дофамина. При обработке стимулов при повышенном уровне дофамина происходит фрагментарность восприятия — расщепление, неправильная идентификация происходящего, что естественно сказывается на реакции.

Обследования на МЭГ что в России — Строгановой Т.А., нейробиологом, что в Великобритании, США показывают что именно в сингулярной коре происходит нарушение обработки стимулов сенсорных систем — МЭГ это высокоточный аппарат для фиксации активности мозга, который позволяет зарегистрировать гамма-волны — функциональный момент возбуждения в сингулярной коре, при расстройствах РАС.

Никакими внешними воздействиями на сенсорные системы — занятиями, усилением ощущений, — процесс не регулируется, потому что ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИМУЛОВ, повторюсь, ПРОИСХОДИТ ФРАГМЕНТАРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ — РАСЩЕПЛЕНИЕ, ДИСФУНКЦИЯ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНЫХ СИГНАЛОВ, ГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННАЯ, — НА ЭТО НЕВОЗМОЖНО ПОВЛИЯТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИ. Что подтверждается соответствующими исследованиями под контролем МЭГ.

Если же у ребенка присутствует органическое повреждение мозга — как при алалии, ммд, СДВГ, то мозг начинает самостоятельно активизировать нейропротекторные процессы — дети с органикой до 7 лет весьма активны, полевое поведение и гиперактивность это внешнее отражение мозговых процессов, которыми мозг пытается самостоятельно компенсировать нарушение. Которые и запускаются некоторыми ноотропическими препаратами (например, Кортексином — остатками аминокислот из нервных клеток телят, которые проникают через ГЭБ (гемато-энцефалический барьер, защищающий мозг) и воспринимаются мозгом как остатки собственной «трагедии» — органического поражения, и таким обманом запускают компенсаторные процессы в мозге, который выводит полученные токсины и при этом «ремонтирует» старые нарушения.

Нарушение сенсорных систем у этих детей связано именно с недостаточностью функции мозга, но при этом мы видим совокупность обработки на том уровне, который имеет ребенок. Например, ребенок с алалией понимает свойство предмета, его вкус, запах, его влияние на тело.

Итак, в отличии от ребенка с генетическим нарушением обработки стимулов, детей с РАС, дети с органическим повреждением мозга не имеют вычурных особенностей в сенсорном восприятии. Как и например, у взрослых — пациент с кататонической шизофренией не реагирует на обращение (аутизм), тактильное воздействие (восковая гибкость), его мозг не обрабатывает происходящее в единую картину, именно поэтому и происходит специфическая реакция — страх или ступор (отсутствие реакции) на любые сенсорные стимулы. Пациенты же с органикой, например после инсульта, демонстрируют конкретные расстройства (например, онемение руки, лица), но при этом обрабатывают происходящее в той степени, которая им доступна — при моторной афазии понимают, но не воспроизводят речь и т.д.

Стимулируя сенсорные системы, мы стимулируем реакцию мозга. Например, адаптируя пораженную речевую зону под аудио стимул, мы способствуем компенсации нарушения в ней. Или воздействуя тактильно на пораженный мозжечок, мы запускаем моторную обработку происходящего в вестибулярной системе.

Если у человека есть нарушение генетического генеза — повышение дофамина — то любые активные воздействия на сенсорные системы приведут к повышению дисфункции, то есть УСИЛЕНИЮ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

При органическом поражении мозга важно понимать, что сенсорная стимуляция должна быть неотрывно связана с общим развитием ребенка. Социализация — вот основная цель реабилитации. Сенсорная адаптация должна в первую очередь способствовать закреплению необходимых навыков.

«Сотворившая чудо» — фильм про слепоглухонемую девочку, которая демонстрировала полную дисфункцию сенсорных систем — как и общей мозговой функции в принципе — ВПФ и т.д. Которую учитель постарался максимально адаптировать к социуму, чтобы она не топталась по еде, а могла есть за столом. Как пронзительно звучат его слова о том что «Если ты не научишься есть ложкой, они отдадут тебя в интернат !». Подкреплять педагогически патологическую обработку, хаос сенсорных стимулов, это все равно что лить бензин в огонь, — ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ УСИЛИТЬ ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Или активировать, запускать его — у ребенка, чьи зеркальные нейроны имитируют происходящее, например у того же ребенка с алалией или локальным поражением зоны мозга — афазией.

Уважаемые педагоги, прежде чем повторять чей либо подход к процессу реабилитации — анализируйте происходящее, оценивайте это с точки зрения своего опыта, наблюдения за результатом ! В разные эпохи были разные методы воздействия, в том числе и лоботомия, за которую дали Нобелевскую премию автору, и которая сделала инвалидами тысячи детей, пока ее не запретили. Подумайте, прежде чем действовать, ведь все что происходит с ребенком до 7 лет, формирует базовые функции его мозга, а значит и его восприятия, реакции, социальной адаптации, его жизни.

Сенсорная стимуляция, как и другие виды стимуляции, должна иметь цель — адаптацию сигнала, встраивание его в общую структуру обработки происходящего, обучение мозга, формирование рефлекторной цепочки, которая на основе базовых реакций поможет ребенку (или взрослому) отрегулировать функциональные особенности мозга для наилучшей адаптации в социуме, жизни.

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
НОВОСТИ
10 апреля 2019
Тренировки защищают от болезни Альцгеймера
Ученые из Медицинского центра Ирвинга при Колумбийском университете (США) обнаружили, что физические упражнения способствуют выработке гормона, который защищает человека от болезни Альцгеймера. Речь идет о гормоне ирисине, концентрация которого в крови возрастает во время физической активности. Известно, что ирисин участвует в энергетическом обмене. Ранее также было обнаружено, что ирисин есть в гиппокампе – участке головного...
подробнее
8 апреля 2019
Черепно-мозговая травма. Реабилитация.
МЦР клиника
После черепно-мозговой травмы пациент может быть долго в очень тяжелом состоянии. Несмотря на это, первые 6 месяцев являются одним из самых стратегически важных этапов в реабилитации этого пула пациентов. Поэтому так важно начать процесс восстановления как можно раньше!
подробнее
1 апреля 2019
Уникальные тренажеры для реабилитации
МЦР клиника
В МЦР клинике, в Москве, действительно есть такая антигравитационная беговая дорожка, на которой тренируются космонавты. Пациенты ее очень любят. Ведь они развивают навыки ходьбы в настоящем состоянии невесомости! ☝️Дорожка Антигравити используется для пациентов, кому по ряду причин нельзя давать полную нагрузку на свои конечности или когда сложно передвигаться со своей массой тела. Например, после замены...
подробнее
ВСЕ НОВОСТИ
Дорогие друзья! Наша анкета ориентирована прежде всего на пациентов, нуждающихся в реабилитации, их близких и родственников. Но Вы можете заполнить анкету даже если Вам лично или Вашим знакомым не требуется реабилитация. Нам интересно Ваше мнение. Мы хотели бы больше знать о Ваших потребностях, чтобы влиять на состояние реабилитации в России. Благодарим за помощь!

Москва

г. Москва, Электрический переулок, дом 3/10, строение 1, пом/ком IV/1
8(800)500-46-28

Воронеж

Воронеж
8(800)500-46-28
Доброта.ru
Задать вопрос
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
8-800-500-46-28