Некоторые дети с аутизмом очень хорошо читают, но при этом очень плохо понимают прочитанное и чужую речь в целом. Такая особенность многих детей с аутизмом называется «гиперлексия» – способность быстро декодировать и прочитывать слова, но очень часто дети с гиперлексией не понимают, что они только что прочитали. Нетрудно понять, почему дети с гиперлексией, которые, вроде бы, сами научились читать раньше других детей, будут испытывать сложности в школьном обучении, связанном с чтением.

Характеристики гиперлексии
Гиперлексия, как правило:
– Встречается среди людей с нарушениями развития.
– Начинает проявляться в возрасте до 5 лет.
– Выражается в том, что человек сам себя учит читать.
– Чтение похоже на ритуал, является навязчивым.
– Способность читать слова не соответствует (превосходит) ожиданиям от интеллектуальных способностей индивида.

Дети с гиперлексией часто уделяют огромное внимание тексту с очень раннего возраста – сначала они проявляют сильный интерес к буквам, а потом к целым словам. Они также испытывают сложности с устной речью, для них, как правило, характерны такие особенности как:
– Эхолалия (повторение чужих слов и фраз).
– Перестановка местоимений.
– Стереотипное повторение слов и фраз.
– Задержка в функциональном использовании слов.

У детей с аутизмом, как правило, есть сложности с пониманием фактов, взаимоотношений и эмоциональных состояний в тексте. Поскольку дети с аутизмом обычно нуждаются в целенаправленном обучении социальным навыкам, им может быть сложно понять художественные тексты, которые описывают чувства и мотивацию персонажей. Также такие дети склонны уделять больше внимания деталям, а не общей картине в целом.

Помощь при гиперлексии
Обучение последовательностям и причинам-следствиям
Для того, чтобы понимать прочитанный текст, ребенок должен быть способен анализировать события и их последовательность. Для этого подходят занятия из серии «Расскажи историю», когда ученики должны расположить события в определенном порядке (с помощью изображений) и/или описать событие одно за другим. Для этого хорошо подходят наводящие вопросы: Кто? Что? Что сделал? Для того, чтобы помогать ребенку располагать события в последовательности важно учить его концепциям времени, например, «сначала», «затем» и «потом».

Анализ изображений перед чтением
Перед чтением книги изучите ее иллюстрации, название и обложку. Обсудите с ребенком информацию, которую можно понять только по картинкам (Про кого эта сказка? Где они? Что они делают?), спросите его предположения о событиях в книге.

Метод «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
Это специфическая техника для улучшения понимания прочитанного текста, которая побуждает ребенка делать предположения о содержании текста, задавать вопросы, искать ответы на вопросы в тексте и анализировать результаты чтения. Существуют различные протоколы и руководства по данной технике, в том числе в Интернете.

Создание визуальной карты
Для того, чтобы ребенку было проще вспомнить важную информацию из прочитанного текста и правильно организовать ее, можно создать визуальную карту истории. Если проходить вместе с ребенком по такой карте от одного элемента к другому, то ребенок будет учиться вычленять такие элементы как обстоятельства, действия и эмоции персонажей.

Социальные истории
Используйте социальные истории, чтобы ребенку было проще понять эмоции персонажей и точки зрения разных людей. Социальная история может быть простым «руководством», которое описывает правила для определенной ситуации в очень простой форме. Например, история может описывать чувство «злости», и тогда в ней будут описываться причины, по которым люди могут злиться (например, они не смогли добиться своего), как злость выглядит со стороны (например, лицо краснеет), и как можно разрешить такую ситуацию (например, если я злюсь, я могу глубоко вдохнуть).

Разговоры в виде комикса
Комиксы – это отличный способ развивать навыки понимания персонажей и разных точек зрения. Разные типы «облачков» в комиксах помогают ребенку понять, что человек может думать одно, а говорить другое. Это важно не только для чтения, но и для развития социальных навыков в целом. В комиксах также очень четко показана последовательность событий, и по ним очень просто пересказывать прочитанное, используя понятия «сначала» и «затем».

Подсказки с помощью повторяющихся слов
Подсказки с помощью повторяющихся слов – это обучение ребенка тому, как вычленять повторяющееся слово, очень часто это местоимение, в тексте и определять, к чему относится данное слово. Это не только помогает обучать местоимениям, но и поощряет ребенка остановиться и активно, а не пассивно взаимодействовать с текстом.

⁣Дорогие друзья и коллеги, поздравляем с Международным женским днем, с 8 марта!
Спасибо за ваш неутомимый труд, за вашу тёплую улыбку и добрый взгляд.
Реабилитация для Алены Фоминой
В Ваших силах, наши замечательные и добрые волшебники сделать счастливыми двух людей на земле. Маму Алену и ее ребенка. Мы абсолютно уверены — В доброте и милосердии – есть смысл жизни.
Все новости
Дорогие друзья! Наша анкета ориентирована прежде всего на пациентов, нуждающихся в реабилитации, их близких и родственников. Но Вы можете заполнить анкету даже если Вам лично или Вашим знакомым не требуется реабилитация.
Заполнить анкету