18 июня 2017

При всех формах ДЦП двигательные нарушения имеют рефлекторный характер. Движение возможно, но не управляемо больным. Поскольку это заболевание является врожденным или начинается в период новорожденности, происходит задержка развития ЦНС и долгое время может сохраняться усиленное влияние стволовых механизмов с присущими им стойкими автоматизированными формами движений.
Таким образом, у больного ребенка отсутствуют условия для приобретения опыта нормальных движений и поз. Поэтому требуется длительная система лечения и обучения больного владению своими произвольными движениями и статикой.
В восстановительном лечении больных ДЦП выделяют четыре периода:
а) острый — до 14 дней;
б) ранний — до 2-х месяцев;
в) поздний — до 2-х лет;
г) остаточных явлений (резидуальный) — после 2-х лет.

Лечение
В остром периоде преобладает медикаментозное лечение. Из средств кинезотерапии используются только специальные укладки.
В раннем восстановительном периоде добавляются другие средства: массаж; пассивные и рефлекторные физические упражнения; лечение положением.
В позднем и резидуальном периодах применяют большой арсенал средств кинезотерапии, рефлексотерапии, физио-, психотрудотерапии, а также ортопедическую помощь.

Задачи кинезотерапии:
-улучшение подвижности в суставах;
-уменьшение гипертонуса;
-стабилизация опороспособности;
-повышение работоспособности организма;
-обучение правильному дыханию;
-восстановление двигательной активности;
-воспитание схемы тела (позы) и осанки;
-обучение жизненно-необходимым и прикладным навыкам;
-тренировка системы равновесия;
-улучшение координации движений.

Характеристика средств кинезотерапии при ДЦП

1. Лечение положением имеет большое значение для формирования нормальной схемы тела и стереотипа движений. С этой целью используют: укладки, фиксации, позы. Сохранение в течение определенного времени позы позволяет: нормализовать обратную связь и ее воздействие на центральные механизмы; предупредить или корригировать порочное положение; снять гипертонус; выключить действие патологических синергий и содружественных движений.
Виды укладок:
а) “облегчающие” — это такие положения, которые обеспечивают сближение точек прикрепления мышц для их релаксации и торможения гиперкинезов (например, лежа на более пораженном боку с круглой спиной со слегка согнутыми ногами; лежа на спине с согнутыми ногами и приподнятой головой);

б) укладки в среднем положении используются для постепенного растяжения мышц (лежа на спине с прямыми ногами или лежа на животе с прямыми ногами);

в) укладки корригирующие — для исправления порочных поз, торможения гиперкинезов, лечения контрактур
Фиксации осуществляются с помощью мешков с песком, эластичными бинтами к специальной стойке на стуле, гипсовыми лангетами, шинами, ремнями; с этой целью применяют также головодержатели, корсеты и другие фиксирующие приспособления.
Позы применяются для подавления тонических рефлексов.
Известна схема специальных поз, предназначенных для тяжелобольных детей раннего возраста. Её разработали английские физиотерапевты, супруги Карл и Берта Бобаты в 1967 году. Хорошие результаты данной методики позволили ей приобрести известность не только в Лондоне, но и во всем мире. Методика включает около 15 поз, начинают с исходной позы “эмбриона” и далее все последующие направлены на постепенное разгибание туловища.

2. Физические упражнения занимают ведущее место в лечебной гимнастике, т. к. их используют целенаправленно с индивидуальным подходом и дозировкой.
При детском церебральном параличе используют:
— пассивные упражнения (выполняются плавно);
— упражнения с помощью (при ограничении объема движения);
— рефлекторные упражнения (воздействие на рефлексогенные зоны);
— активные упражнения (формируют мышечное чувство, точность, координацию, равновесие, адаптивный двигательный стереотип):
— упражнения на расслабление;
— упражнения на растягивание;
— дыхательные упражнения;
— силовые и скоростно-силовые упражнения (опора, приседание, отжимание);
— корригирующие упражнения (формирование осанки, походки, борьба с синкинезиями и синергиями);
— упражнения на координацию движений;
— упражнения на равновесие (тренировка опороспособности).
Прикладные упражнения (ползанье, ходьба, бег, лазанье, метание).
Спортивные упражнения: катание на санках, лыжах, лошади, велосипеде, плавание и т. д.
Игровые упражнения (настольные игры, малоподвижные, подвижные, спортивные игры).
Имитационные упражнения (“паровозик”, “кошечка”, “бабочка”, “лягушка”).
Гидрокинезотерапия (упражнения в воде, в ванне, бассейне).
Занятия на тренажерах
Трудотерапия включает освоение бытовых навыков (одевание, уборка, самообслуживание и т. д.).

3. Массаж.
Его целью является снижение рефлекторной возбудимости мышц с повышенным тонусом и укрепление ослабленных мышц. Используют различные виды массажа.

Классический массаж
Классический массаж, включающий четыре основных приема: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию.

Сегментарно-рефлекторный — воздействие на паравертебральные сегменты спинного мозга, соответственно поражению конечностей.

Точечный: используется преимущественно тормозной метод.
Эффективность массажа заметно повышают бальнеофизиотерапевтические процедуры.

Кинезотерапия, массаж и лечение положением в реабилитации больных ДЦП подбираются в зависимости от периода болезни, возраста, формы и степени тяжести заболевания.
Следует отметить, что кинезотерапия — это поддерживающая терапия, которая проводится постоянно, без перерывов, которые делаются при медикаментозной, физио-, рефлексотерапии и т. д.
Противопоказания для кинезотерапии при ДЦП: острый период сопутствующих заболеваний; высокая температура тела (более 38°); выраженная интоксикация; тяжелое состояние ребенка. Занятия с больными детьми надо проводить 2 раза в день по 30 минут. С маленькими детьми следует заниматься на кушетке, а с детьми начиная с 1,5-2 лет, — на матах. Ведущим методом проведения лечебной гимнастики является индивидуальный, однако детей 3-4 лет с аналогичными двигательными дисфункциями можно объединить в группы. Таким образом, в медицинской реабилитации детей с ДЦП главная роль принадлежит целенаправленной стимуляции активных движений ребенка, которые при многократном повторении оставляют в памяти более значительный след, чем пассивные движения и массаж. Занятия с больными детьми ДЦП должны строиться по принципу непрерывной тренировки в течение дня. Процесс занятий должен представлять “образ жизни ” ребенка.
Авторы Пирогова Л.А., Улащик В.С.

Источник: http://medbe.ru/materials/kinezoterapiya-i-massazh/ki..
© medbe.ru

Отдельно спасибо Анне Лиманской : https://vk.com/club131491986

 

7 октября 2019
Поговорите с кардиологом!
Дорогие читатели, спешим сообщить, что у наших коллег, замечательного фонда "Орби" 18-20 октября на горячей линии будет консультировать кардиолог! У вас болит сердце? Колет и жмет за грудиной? Боль отдает в правую или левую руку? Вам нужна консультация кардиолога!
6 октября 2019
Прошел интереснейший семинар
Одна из задач нашего фонда - просвещение в области реабилитации. Мы делаем научно-популярные лекции не только для врачей, а в большей мере - для специалистов некоммерческих организаций, пациентов и их родственников. Потому что надо не только грамотно лечить, но и профессионально восстанавливать.
Все новости
Дорогие друзья! Наша анкета ориентирована прежде всего на пациентов, нуждающихся в реабилитации, их близких и родственников. Но Вы можете заполнить анкету даже если Вам лично или Вашим знакомым не требуется реабилитация.
Заполнить анкету