Сенсорная система — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды.

Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов.

Все стимулы от всех сенсорных систем обрабатываются в основном в сингулярной (цингулярной) коре мозга — как раз там, где и находится большая часть дофаминовых рецепторов. Дофамин — нейромедиатор поощрения, именно его количество зашкаливает при эндогенных заболеваниях — БАР, шизофрении, синдроме Каннера, Аспергера. Именно на него направлено действие нейролептиков, которые уменьшают количество дофамина. При обработке стимулов при повышенном уровне дофамина происходит фрагментарность восприятия — расщепление, неправильная идентификация происходящего, что естественно сказывается на реакции.

Обследования на МЭГ что в России — Строгановой Т.А., нейробиологом, что в Великобритании, США показывают что именно в сингулярной коре происходит нарушение обработки стимулов сенсорных систем — МЭГ это высокоточный аппарат для фиксации активности мозга, который позволяет зарегистрировать гамма-волны — функциональный момент возбуждения в сингулярной коре, при расстройствах РАС.

Никакими внешними воздействиями на сенсорные системы — занятиями, усилением ощущений, — процесс не регулируется, потому что ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИМУЛОВ, повторюсь, ПРОИСХОДИТ ФРАГМЕНТАРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ — РАСЩЕПЛЕНИЕ, ДИСФУНКЦИЯ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНЫХ СИГНАЛОВ, ГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННАЯ, — НА ЭТО НЕВОЗМОЖНО ПОВЛИЯТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИ. Что подтверждается соответствующими исследованиями под контролем МЭГ.

Если же у ребенка присутствует органическое повреждение мозга — как при алалии, ммд, СДВГ, то мозг начинает самостоятельно активизировать нейропротекторные процессы — дети с органикой до 7 лет весьма активны, полевое поведение и гиперактивность это внешнее отражение мозговых процессов, которыми мозг пытается самостоятельно компенсировать нарушение. Которые и запускаются некоторыми ноотропическими препаратами (например, Кортексином — остатками аминокислот из нервных клеток телят, которые проникают через ГЭБ (гемато-энцефалический барьер, защищающий мозг) и воспринимаются мозгом как остатки собственной «трагедии» — органического поражения, и таким обманом запускают компенсаторные процессы в мозге, который выводит полученные токсины и при этом «ремонтирует» старые нарушения.

Нарушение сенсорных систем у этих детей связано именно с недостаточностью функции мозга, но при этом мы видим совокупность обработки на том уровне, который имеет ребенок. Например, ребенок с алалией понимает свойство предмета, его вкус, запах, его влияние на тело.

Итак, в отличии от ребенка с генетическим нарушением обработки стимулов, детей с РАС, дети с органическим повреждением мозга не имеют вычурных особенностей в сенсорном восприятии. Как и например, у взрослых — пациент с кататонической шизофренией не реагирует на обращение (аутизм), тактильное воздействие (восковая гибкость), его мозг не обрабатывает происходящее в единую картину, именно поэтому и происходит специфическая реакция — страх или ступор (отсутствие реакции) на любые сенсорные стимулы. Пациенты же с органикой, например после инсульта, демонстрируют конкретные расстройства (например, онемение руки, лица), но при этом обрабатывают происходящее в той степени, которая им доступна — при моторной афазии понимают, но не воспроизводят речь и т.д.

Стимулируя сенсорные системы, мы стимулируем реакцию мозга. Например, адаптируя пораженную речевую зону под аудио стимул, мы способствуем компенсации нарушения в ней. Или воздействуя тактильно на пораженный мозжечок, мы запускаем моторную обработку происходящего в вестибулярной системе.

Если у человека есть нарушение генетического генеза — повышение дофамина — то любые активные воздействия на сенсорные системы приведут к повышению дисфункции, то есть УСИЛЕНИЮ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

При органическом поражении мозга важно понимать, что сенсорная стимуляция должна быть неотрывно связана с общим развитием ребенка. Социализация — вот основная цель реабилитации. Сенсорная адаптация должна в первую очередь способствовать закреплению необходимых навыков.

«Сотворившая чудо» — фильм про слепоглухонемую девочку, которая демонстрировала полную дисфункцию сенсорных систем — как и общей мозговой функции в принципе — ВПФ и т.д. Которую учитель постарался максимально адаптировать к социуму, чтобы она не топталась по еде, а могла есть за столом. Как пронзительно звучат его слова о том что «Если ты не научишься есть ложкой, они отдадут тебя в интернат !». Подкреплять педагогически патологическую обработку, хаос сенсорных стимулов, это все равно что лить бензин в огонь, — ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ УСИЛИТЬ ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Или активировать, запускать его — у ребенка, чьи зеркальные нейроны имитируют происходящее, например у того же ребенка с алалией или локальным поражением зоны мозга — афазией.

Уважаемые педагоги, прежде чем повторять чей либо подход к процессу реабилитации — анализируйте происходящее, оценивайте это с точки зрения своего опыта, наблюдения за результатом ! В разные эпохи были разные методы воздействия, в том числе и лоботомия, за которую дали Нобелевскую премию автору, и которая сделала инвалидами тысячи детей, пока ее не запретили. Подумайте, прежде чем действовать, ведь все что происходит с ребенком до 7 лет, формирует базовые функции его мозга, а значит и его восприятия, реакции, социальной адаптации, его жизни.

Сенсорная стимуляция, как и другие виды стимуляции, должна иметь цель — адаптацию сигнала, встраивание его в общую структуру обработки происходящего, обучение мозга, формирование рефлекторной цепочки, которая на основе базовых реакций поможет ребенку (или взрослому) отрегулировать функциональные особенности мозга для наилучшей адаптации в социуме, жизни.

Военно-медицинский клуб «Плюс Р»
Что даёт членство клуба? Зачем нужна вся та история? И почему быть в клубе «Плюс Р» хорошо?
Мимическая гимнастика в постинсультном состоянии
ЦМР "Благополучие"
Инсульт может вызвать паралич лицевого нерва или частичную потерю мышечного контроля мимических мышц. Эти последствия инсульта затрудняют или делают невозможным речь, прием пищи, выражений эмоций и общей мимики лица. Специальные разработанные упражнения включают переподготовку воздействующую на ЦНС и нервные пути, помогая пациентам, перенесшим инсульт, восстановить или частично обрести мобильность лицевых мышц.
Все новости
Дорогие друзья! Наша анкета ориентирована прежде всего на пациентов, нуждающихся в реабилитации, их близких и родственников. Но Вы можете заполнить анкету даже если Вам лично или Вашим знакомым не требуется реабилитация.
Заполнить анкету