Какие применяются и для чего они нужны?

Тестирование Перед началом реабилитационных мероприятий эрготерапевт проводит оценку нарушений жизнедеятельности человека. С помощью специальных методик, тестов, тренажеров, моделирующих различные аспекты деятельности человека, выявляются нарушения компонентов и составляющих жизнедеятельности человека. На основании проведенной оценки специалист вместе с клиентом определяет цели, методы и план эрготерапевтических занятий. В Пензенском областном реабилитационном центре используется ряд тестов, которые позволяют выявить проблемы пациента, вызванные расстройствами функций верхних конечностей, визуальными нарушениями, и определить необходимые ему тип и характер деятельности.
Ниже перечисляются некоторые из них:
Тест 1. Определение способа захвата Тест применяется для пациентов с гемипарезами, парапарезами и предназначен для определения возможности захвата крупных и мелких предметов. В качестве мелких предметов для тестирования используют иголку, гвоздь, ключ, лист бумаги, бисер, карандаш; более крупных — кубик с гранью 4 см, скалку, книгу, сумку с ручкой, нож, мячик диаметром 6 см. Пациенту предлагается поочередно осуществить захват перечисленных предметов, начиная с более мелких, одной рукой, а затем другой. Захват может осуществляться как с использованием ортеза, так и без него. Оценку результатов проводят по 4-балльной шкале: 4 — правильный захват и удержание; 3 — правильный захват без удержания; 2 — неправильный захват, но возможно удержание; 1 — неправильный захват, удержание невозможно; 0 — захват невозможен.
Тест 2. Оценка мелкой моторики Тест применяется для пациентов с гемипарезами и верхними парапарезами в случае, если тест по определению способа захвата дал положительный результат. Оценивается ловкость движений, скорость выполнения задания, количество операций. Задание пациент может выполнять как каждой рукой поочередно, так и обеими руками. Для этого используется два набора приспособлений. 1-й набор — для пациентов, у которых возможен захват мелких предметов и их удержание. В него входят дощечка с отверстиями, болты, шайбы и гайки. 2-й набор — для пациентов, у которых возможен захват мелких предметов, но отсутствует их удержание. В него входят дощечка с отверстиями, счетные палочки, колпачки от фломастеров. При проведении теста с 1-м набором пациент должен за минуту вставить в отверстия дощечки как можно больше болтов, надеть на них шайбы и завернуть гайки. Во 2-м случае за то же время нужно вставить в дощечку как можно больше счетных палочек и накрыть их колпачками от фломастеров.
Тест 3. Точки, лучи Тест предназначен для пациентов с нарушениями визуального восприятия (инсульт, черепномозговые травмы, ДЦП). Существуют два варианта проведения теста. Для первого используется шаблонный бланк с расположенными на нем под определенным углом 8-ю лучами и 8 отдельных бланков, на которых изображено по одному лучу в том же месте, как и на шаблоне. Терапевт предлагает пациенту шаблонный бланк, а затем поочередно выкладывает перед ним бланки с одиночными лучами. Задача пациента показать, где на шаблоне расположен предлагаемый терапевтом луч. Для второго варианта теста используется шаблонный бланк с изображенными на нем в определенной последовательности 9-ю точками и 9 отдельных бланков, на каждом из которых изображено по одной точке в разных местах в соответствие с шаблонным бланком. Терапевт располагает перед пациентом шаблонный бланк, а затем поочередно выкладывает бланки с отдельно расположенными точками. Пациенту необходимо определить, где на шаблоне расположена та или иная точка. Точки, лучи
Тест 4. Ломаная линия Тест применяется для выявления нарушений координации движений верхних конечностей (инсульт, черепно-мозговые травмы, ДЦП). Пациенту предлагается бланк, на котором изображены различные виды ломаных линий. Он должен провести карандашом линию близко к контуру ломаной. Оценивается качество выполнения задания. Ломаная линия Выбор методов занятия для пациента Для выработки плана работы с пациентом необходимо также соблюдать ряд требований к выбору вида его деятельности. Определение занятия соответствующего индивидуальности человека с ограничениями жизнедеятельности является сложным процессом, который требует от эрготерапевта большого умения и опыта. Следует помнить, что занятия должны быть посильными, значимыми для пациента, отвечать его интересам и жизненным ролям. При выборе занятий нужно руководствоваться следующими принципами: — любая деятельность и занятие должны учитывать пол пациентов, часть которых может считать, что отдельные виды деятельности выполняют лица только определенного пола. Например, некоторые мужчины могут отказаться участвовать в приготовлении пищи, потому что считают это «женским делом», а другим это доставляет удовольствие, они хорошо готовят, даже могут заниматься этим профессионально. При составлении плана реабилитационных мероприятий эрготерапевту лучше положиться на мнение пациента в этих вопросах, чем навязывать ему свою точку зрения; — выбор занятия должен соответствовать культурным особенностям среды пациента, человек скорее найдет занятие уместным для себя, если оно отражает нормы и ценности его культурной группы; — занятие должно учитывать возрастные особенности пациента. Он может отказаться от той деятельности, которую считает неподходящей ему по возрасту. Например, пожилой человек не станет играть с куклами, но может заинтересоваться строительством кукольного домика для внучки, т.к. это соответствует его роли дедушки; — важно выбирать занятия, адекватные обычным, особенно в тех случаях, когда пациент находится в стенах лечебного учреждения. В этом случае в задачу эрготерапевта входит обеспечение для пациента возможности поддерживать баланс между действиями по уходу за собой, проведением досуга и выполнением продуктивной деятельности в форме, способствующей его независимости и автономности; — при выборе занятий необходимо учитывать как сильные, так и слабые стороны пациента, а также характер деятельности. Эрготерапевт должен выбрать занятие, которое позволило бы максимально использовать сильные стороны пациента и подвергать нагрузке слабые. Для преодоления функциональных нарушений нужно помочь пациенту максимально использовать его сильные стороны для компенсации слабых, а также адаптировать условия деятельности таким образом, чтобы пациент мог успешно заниматься ею, несмотря на ограничения; — необходимо постепенно повышать уровень сложности занятий, для чего следует определить продолжительность их выполнения, интенсивность физических и умственных усилий, число этапов, сложность выполнения, количество людей, с которыми пациенту приходится контактировать, круг обязанностей, объем требуемой помощи. Важно, чтобы этот процесс соответствовал реальным условиям жизни пациента и его устремлениям; — деятельность должна проходить в обстановке, в которой она наиболее вероятно будет осуществляться пациентом. Если это больничная палата, то ее специфика может не отражать всех особенностей и требований естественной для пациента среды. Например, находясь в больнице, пациент может хорошо справляться с перемещением с кресла-коляски на кровать, а дома из-за иных условий это вызовет у него затруднения. В таких случаях рекомендуется создание искусственной обстановки, наиболее приближенной к реальной жизни пациента. Подобная имитация может касаться сферы самоухода, продуктивной деятельности и досуга. Методики социально-бытовой адаптации инвалидов
I. Методики самоухода
Эти методики применяются для пациентов с гемипарезами, парапарезами, различными видами атаксии, апраксии, гиперкинезами.
1. Использование вспомогательных средств в личной гигиене пациента Цель: — ознакомить пациента с имеющимися вспомогательными средствами; — подобрать вспомогательные средства, требующиеся конкретному пациенту; — обучить пациента пользованию подобранными вспомогательными средствами.
Занятие1. Рассказ об имеющихся вспомогательных средствах и их демонстрация.
Занятие 2. Подбор необходимых средств.
Занятие 3. Последующее поэтапное обучение пользованию вспомогательными средствами.
2. Обучение одеванию/раздеванию
Цель: — научить пациента самостоятельно одеваться /раздеваться. Перед началом занятий необходимо определить положение пациента, наиболее благоприятное для одевания/раздевания.
Занятие 1. Надевание пуловера/рубашки Пациентов с гемипарезами, верхними парапарезами учат одеваться таким образом: в положении сидя или стоя нужно вставить руки в рукава, затем поднять их вверх, просунуть голову в горловину. Если пациент не может поднять руки, нужно пропустить сначала голову, но в этом случае будет трудно попасть рукой в пройму. В положении лежа научиться надевать одежду гораздо труднее.
Занятие 2. Надевание брюк/юбки Для пациентов с гемипарезами, верхними парапарезами, тетрапарезами, нижними параплегиями методику одевания определяет вид поражения. Если пациент сидит на стуле, он нагибается, чтобы вставить ноги в штанины и поднять их до бедер, затем встает, чтобы дотянуть их до талии. Если пациент лежит на спине, он поднимает одну ногу, затем другую, чтобы натянуть брюки до бедер, затем поднимает таз, чтобы натянуть их до талии. Если пациент не в состоянии поднять таз, для надевания одежды необходимо перекатывание с боку на бок.
Занятие 3. Раздевание: пуловер/рубашка Если пациент может сделать движение назад плечом, он освобождает с помощью доминирующей руки плечо с обратной стороны. Если нет, он захватывает верхний край пуловера со стороны спины одной или двумя руками, пропускает в горловину пуловера подбородок, нагибается и стягивает пуловер, пропуская голову, а затем освобождая руки. Для этого требуется хорошая фиксация головы и туловища. Раздевание может осуществляться в положении стоя, сидя на стуле, сидя «по-турецки» на ковре. Для пациентов, которые не могут удерживать положение сидя очень сложно предложить определенную технику раздевания, нужно адаптироваться к их возможностям (при раздевании бывает достаточно владеть захватом ладонью, который должен быть довольно крепким).
Занятие 4. Раздевание: брюки/юбка Применяется для пациентов с гемипарезами, парапарезами, нижними параплегиями. В позиции стоя пациент спускает брюки до бедер, затем садится, чтобы освободить голени. В позиции лежа он освобождает ягодицы, спускает брюки поочередно с каждой ноги, затем полностью снимает брюки.
Занятие 5. Обучение застегиванию пуговиц Применяется для пациентов с гемипарезами, парапарезами, нижними параплегиями. Обучение застегиванию — долговременный и трудный процесс. Застегивание требует хорошего захвата большим и указательным пальцами доминирующей руки. Сначала пациента учат вставлять пуговицы (продолговатые деревянные, картонные) в отверстия, затем — застегивать и расстегивать пуговицы, начиная с больших, при этом петли должны быть немного больше необходимого размера. Следующий этап — обучение пациента застегиванию собственной одежды, положенной перед ним на столе, затем — застегиванию одежды на себе. Для обучения предпочтительна одежда из шерсти, петли должны быть крупнее, чем на его обычной одежде.
Занятие 6. Обучение обуванию и шнурованию Применяется для пациентов с гемипарезами, парапарезами. Наиболее оптимальные положения для обувания: — сидя на стуле, ноги на полу, корпус наклонен вперед; — сидя на стуле, ноги на подставке, на высоте чуть ниже стула; — сидя на полу, колени согнуты. При обучении шнурованию необходимо развивать захват большим и указательным пальцами. Если есть какие-либо проблемы, то сначала тренируются на деревянной обуви (макете), используя шнурки разного цвета, чтобы было легче запомнить механизм шнурования. Шнурки должны быть с толстым наконечником. Затем используются шнурки одного цвета. Пациент шнурует обувь, поставленную перед ним на столе пяткой к нему. В случае затруднений со шнуровкой необходимо повторять операцию каждый раз сначала. Для завязывания шнурка узлом необходимо научить пациента скрещивать шнурки, образуя круг, пропуская один конец шнурка внутрь этого круга.
Занятие 7. Обучение пользованию вспомогательными средствами при одевании/раздевании Применяется для пациентов с гемипарезами, парапарезами, ревматоидным полиартритом, ампутацией одной из верхних конечностей. Цель: обучение пользованию палочкой с крючком. Производится демонстрация одевания одежды с помощью палочки. Сначала обучают пациента правильному захвату палочки, далее, помогая ему, осуществляют захват одежды и натягивают ее. Затем пациент пытается выполнить эту операцию самостоятельно. Цель: обучение пользованию приспособлениями для надевания колгот и носков. Применяется для пациентов с нижними параплегиями. Демонстрируют пациенту последовательность надевания колгот и носков. Сначала на приспособление, расположенное на коленях, натягивают колготы, затем опускают его вниз, удерживая за тесемки, и натягивают на ноги вместе с надетыми на него колготами.
II. Методики обучения продуктивной деятельности
Эти методики применяется для обучения навыкам работы на кухне пациентов, пользующихся креслом-коляской, пациентов с гемипарезами, ревматоидным полиартритом, парапарезами, а также с незначительными умственными расстройствами.
1. Работа на кухне Цель — обучить самостоятельному приготовлению пищи, приему пищи, уборке.
Занятие 1. Знакомство с кухонным оборудованием (мебель, бытовые приборы, посуда) Пациентов, имеющих трудности с передвижением, необходимо научить активно передвигаться на кухне, обеспечить беспрепятственный доступ к кухонному оборудованию.
Занятие 2. Правила безопасности при работе на кухне Проводится беседа о том, что при использовании электроприборов требуются внимание и определенные знания. Пациенту следует помнить о следующих правилах: — не прикасаться мокрыми руками к работающему электроприбору; — не держать долго открытыми включенные приборы (холодильник, духовку); — электрочайник заполнять водой до заданной отметки, для нагревания устанавливать на ровную поверхность; — при использовании ключа для открывания консервных банок следить за тем, чтобы не поранить руки режущей поверхностью; — при работе, связанной с водой, для предотвращения травматизма следить за тем, чтобы разбрызгивалось как можно меньше воды; — с особой осторожностью перемещать сосуды с горячей водой.
Занятие 3. Обучение пользованию кухонными бытовыми приборами Проводится беседа о назначении бытовых приборов: электроплиты, холодильника, электрочайника, ключа для открывания консервных банок. Демонстрируют и объясняют назначение отсеков холодильника, правила его загрузки; соответствие выбранного диска нагревателя плиты регулируемой ручке, учат правильному использованию консервного ножа. Затем пациенту предлагается самостоятельно выполнить то или иное действие.
Занятие 4. Сервировка стола Передвигающимся в кресле-коляске рекомендуется использовать приспособления для перемещения посуды на коленях, при поражении одной половины тела — использовать для этого столик на колесиках. Пациенту объясняют и показывают, как накрыть стол для завтрака, обеда и т.д. Затем пациент пытается самостоятельно выполнить необходимые действия.
Занятие 5. Обучение нарезке продуктов (хлеб, овощи) с использованием специальных приспособлений Используя разделочную доску с шипами, демонстрируют нарезку отварных овощей, хлеба. Затем пациент пытается самостоятельно выполнить эти действия. При необходимости пациент использует нож с адаптированной ручкой или с ремешком для руки.
Занятие 6. Обучение чистке овощей Объясняют порядок действий: — мытье овощей; — помещение овощей на приспособление для их закрепления; — чистка вареных овощей; — чистка сырых овощей. Затем вместе с пациентом переходят к выполнению этих действий.
Занятие 7. Обучение приготовлению салатов Порядок действия: — выбор нужных ингредиентов; — мытье овощей; — чистка овощей; — нарезка, измельчение овощей на терке; — заправка салата. Приготовление осуществляется совместно с пациентом или группой пациентов.
Занятие 8. Подбор и обучение пользованию столовыми приборами В соответствии с патологиями осуществляется подбор столовых приборов: насадки для ножей, вилок, ложек, столовых приборов с изогнутой ручкой, ремешков для руки для облегчения пользования столовыми приборами, накладных бортиков для тарелки, ковриков из нескользящего материала под столовые приборы, кружек с двумя ручками. В течение нескольких занятий проводится работа по обучению использованию столовых приборов.
Занятие 9. Обучение приготовлению горячих напитков В соответствии с патологиями пациенту рекомендуют определенную модификацию чайника (электрочайник, обычный чайник меньшего объема). Порядок действий: — наполнить чайник водой; — доставить его до плиты удобным способом; — включить либо электрочайник, либо плиту; — приготовить чай, используя приспособление, облегчающее наливание горячей жидкости.
Занятие 10. Мытье посуды Пациента учат: — поместить использованную посуду в мойку доступным ему способом; — очистить посуду от остатков пищи; — использовать для мытья посуды губку или щетку с изогнутой или утолщенной ручкой; — убрать посуду в шкаф.
2. Обучение письму Методика рекомендуется для пациентов с гемипарезами, парапарезами, ревматоидным полиартритом.
Цель: обучить пациента самостоятельному письму.
Занятие 1. Подбор технических средств для письма В соответствии с патологией пациенту предлагают следующие приспособления: ремешок для руки, насадки различного диаметра, приспособление для крепления ручки, стенд для закрепления бумаги при письме. Этапы подготовки к письму:
Занятие 2. Использование трафаретов.
Занятие 3. Использование шаблонов.
Занятие 4. Рисование произвольных линий с помощью линейки.
Занятие 5. Рисование произвольных фигур.
Занятие 6. Работа с прописями.

Полный текст с интереснейшими рисунками и рекомендациями можно прочесть пройдя на ссылку источника.

Источник: https://aupam.ru/pages/sozial/npk_orlsovv_pfo/page_09.htm

Военно-медицинский клуб «Плюс Р»
Что даёт членство клуба? Зачем нужна вся та история? И почему быть в клубе «Плюс Р» хорошо?
Мимическая гимнастика в постинсультном состоянии
ЦМР "Благополучие"
Инсульт может вызвать паралич лицевого нерва или частичную потерю мышечного контроля мимических мышц. Эти последствия инсульта затрудняют или делают невозможным речь, прием пищи, выражений эмоций и общей мимики лица. Специальные разработанные упражнения включают переподготовку воздействующую на ЦНС и нервные пути, помогая пациентам, перенесшим инсульт, восстановить или частично обрести мобильность лицевых мышц.
Все новости
Дорогие друзья! Наша анкета ориентирована прежде всего на пациентов, нуждающихся в реабилитации, их близких и родственников. Но Вы можете заполнить анкету даже если Вам лично или Вашим знакомым не требуется реабилитация.
Заполнить анкету