спортивная медицина, ортопедия, реабилитация

методика нормализации мышечного тонуса у детей со спастическими формами дцп (по В.Т. Кожевниковой)

Методика разрабатывалась для детей с дцп в позднем резидуальном периоде, т.е не для самых маленьких пациентов, а значит для выполнения упражнений может потребоваться участие двух и даже трех методистов или помощь родителей.
Покачивания выполняются медленно, с небольшой амплитудой. При этом обязательно контролировать положение головы ребенка. Растягивание выполняются без болевых ощущений, медленно, вдоль оси мышечных волокон. После растягивания следует пауза — расслабление с покачиванием на мяче по кругу или вперед-назад.

Первым исходным положением при выполнении упражнений на мяче всегда должно быть положение на животе как более благоприятное для больного ДЦП (он видит и ощущает ладонями опору), и только затем — исходное положение на спине. В положении на животе голова ребенка не должна запрокидываться назад. При необходимости положение головы регулируется рукой методиста и прокатыванием мяча назад, в направлении ног.
Мяч должен быть большого диаметра. При разработке методики использовались мячи диаметром 100-120 см для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Вначале выполняется упражнение на предварительное общее расслабление. Ребенок укладывается животом на мяч, фиксируется руками в области плечевых суставов и бедер.
Выполняются медленные покачивания вперед-назад, влево-вправо и по кругу. Бедра ребенка при этом постепенно разводятся в стороны. Голова ребенка поворачивается из стороны в сторону через несколько покачиваний, по мере расслабления мышц шеи и плечевого пояса. Желательно, что бы повороты выполнялись активно, с минимальным участием методиста, с максимальной амплитудой: голова должна лежать ушком на мяче. Постепенно пассивные повороты должны стать самостоятельными и сочетаться с различными положениями рук: согнутыми, выпрямленными, отведенными назад. Стимулируйте активное выполнение поворота головы сопровождая свои действия вербальными командами: «Поворачиваем голову вправо и ложимся на левое ушко, поворачиваем влево и ложимся на правое ушко»
Движение головы в одну, а затем в другую сторону может оказаться разным по амплитуде из-за более высокого спастического тонуса мышц шеи с одной стороны. Поэтому вначале движение выполняется в сторону спастических мышц ( туда, куда поворот осуществляется легче), голова фиксируется методистом в этом положении на некоторое время, происходит расслабление спастичных мышц благодаря сближению мест их прикрепления. Затем выполняется медленный мягкий поворот в противоположную сторону.

Во время выполнения этого подготовительного упражнения создаются облегченные условия для активных поворотов головы, изолированных от движения конечностей. А это одна из самых основных задач для снижения патологического влияния шейно-тонических рефлексов.
После выполнения подготовительных упражнений, направленных на общее расслабление, выполняются упражнения на растягивание. При этом необходимо строго соблюдать следующие правила:
1. Переходить к выполнению упражнений на растяжение можно только убедившись в том, что достигнуто предварительное расслабление, свободные повороты головы из стороны в сторону. У ребенка нет чувства страха, н комфортно чувствует себя на мяче.
2. Если при выполнении упражнения работают два или три человека, то все участники процедуры должны четко выполнять инструкции методиста, который осуществляет процедуру и действовать слаженно и синхронно.
3. Растяжение мышц осуществляется при постоянном плавном покачивании ребенка на мяче вверх-вниз. Конечности и туловище должны всеми участниками процедуры растягиваться строго симметрично с одинаковым усилием в горизонтальной плоскости.
4. Растягивание должно быть мягким и выполняться медленно с тем, что бы его можно было контролировать и сочетать с поворотами головы.
5. Продолжительность одного растягивания не должна превышать 3-5 сек, усилие его не должно быть чрезмерным. Растягивание производится вдоль оси мышечных волокон с постепенным натяжением, не причиняя неприятных ощущений. При появлении болевых ощущений растягивание приостанавливается, и конечность с потряхиванием выводится в положение со сближением мест прикрепления растягиваемых мышц.
6. После растягивания следует пауза — расслабление. Конечности ребенка симметрично укладываются на мяч (руки в стороны, ноги — в возможном разведении), покачивания вверх-вниз прекращаются и используются покачивания вперед-назад и по кругу.

Первое растягивание по методике МБР всегда должно быть направлено на расслабление мышц плечевого пояса, шеи и верхних конечностей, не зависимо от уровня двигательного развития ребенка.

за интереснейший материал огромная благодарность Василию Перебайлову.

Дополнение от наших читателей : Сенсорная интеграция

Военно-медицинский клуб «Плюс Р»
Что даёт членство клуба? Зачем нужна вся та история? И почему быть в клубе «Плюс Р» хорошо?
Мимическая гимнастика в постинсультном состоянии
ЦМР "Благополучие"
Инсульт может вызвать паралич лицевого нерва или частичную потерю мышечного контроля мимических мышц. Эти последствия инсульта затрудняют или делают невозможным речь, прием пищи, выражений эмоций и общей мимики лица. Специальные разработанные упражнения включают переподготовку воздействующую на ЦНС и нервные пути, помогая пациентам, перенесшим инсульт, восстановить или частично обрести мобильность лицевых мышц.
Все новости
Дорогие друзья! Наша анкета ориентирована прежде всего на пациентов, нуждающихся в реабилитации, их близких и родственников. Но Вы можете заполнить анкету даже если Вам лично или Вашим знакомым не требуется реабилитация.
Заполнить анкету