Мотивация у детей

Пишет реабилитолог Анна Лиманская: Очень часто в личных сообщениях мне задают вопрос: что делать, если малыш категорически отказывается от занятий, капризничает, придумывает тысячу причин и отговорок?
Вопросов таких накопилось очень много. Я постаралась ответить на все, поэтому статья получилась объемной.

Как мотивировать ребенка? Здесь нет и не может быть одного универсального рецепта. Все дети очень разные и для каждого придется искать свой подход.

Но есть один важный момент, обязательный для всех. С него и нужно начинать.

Как мотивировать себя?!

Потому что если для вас на каком-то этапе занятия с ребенком становятся трудной и выматывающей работой, найти мотивацию для ребенка не получится. Не помогут никакие советы.

Тем, что вам самим доставляет удовольствие, легко будет увлечь и ребенка. И наоборот, если гимнастика и массаж постепенно станут для вас необходимой ежедневной повинностью, для вашего ребенка они станут такими вдвойне. Он будет протестовать. И вы в какой-то момент просто устанете бороться – вначале с его нежеланием, потом – со своим собственным.

Поэтому, прежде чем искать мотивацию для своего ребенка, найдите для себя удовольствие в ваших повседневных занятиях. Если вы сами будете этого хотеть – легко найдете, как уговорить и увлечь ребенка.
Это должно стать любимой работой, тогда все получится.

Что превращает ваши повседневные тренировки в тяжкий труд, который вызывает усталость и раздражение?

Однообразие
Отсутствие результата
Усталость

А любимая работа это та, которая творческая, результативная и не истощающая до максимально предела усталости.

На это и ориентируйтесь, составляя план ежедневных занятий.

1. Будьте творческими.
Не повторяйте каждый день один и тот же комплекс упражнений. Это скучно и быстро надоест и вам и ребенку.

Откажитесь от одной определенной схемы занятий. Совсем не обязательно придерживаться четко намеченного плана, если в этот день что-то ему не соответствует. Поменяйте направление. Если у вас намечены сорок приседаний или отжиманий, а малыш категорически протестует, поджимает ноги или забирает ручки, забудьте об отжиманиях и приседаниях. Многого вы все равно не добьетесь, потратив при этом кучу своих нервов и еще сильнее отбив у ребенка всякую охоту к занятиям.
Предложите, например, малышу попрыгать на фитболе, а потом – отталкивать от себя этот мяч руками и ногами, представляя, что с каждым разом он становится тяжелее ( наращивая сопротивление движениям ребенка). Скорее всего, после этого он легко согласится сделать несколько приседаний или отжиманий, что бы «проверить» насколько сильнее стали руки и ноги. Конечно, не сорок раз. Но поверьте, даже пять упражнений, выполненных охотно лучше тех, которые выполняются многократно, но принудительно.

2. Не затягивайте занятия.
Многие методики рекомендуют длительные занятия продолжительностью полтора-два часа. Не вступая в спор со своими коллегами, я все же посоветую разбить ваш ежедневный комплекс на небольшие блоки продолжительностью 20-30 минут. За это время тренировка не успеет утомить и надоесть так, что к ней не захочется возвращаться ни вам, ни ребенку.

3. Каждое занятие должно иметь позитивный финал.
Никогда не доводите тренировку до истерики и протеста! Хуже нет, если все закончится вашим криком, шлепками и ором ребенка. Ни вам, ни ему не захочется вернуться к таким занятиям. И если над собой вы способны сделать внутреннее усилие и на следующий день возобновить работу, понимая её необходимость и неизбежность, то у ребенка такой мотивации нет. Вам обеспечен новый протест и новые истерики.

Как бы не было трудно, как бы не хотелось продолжить и сделать больше, заканчивайте тренировку с хорошим настроением.

Соизмеряйте свои возможности с возможностями малыша. У вас сил больше, а он устанет раньше. Ориентируйтесь на его возможности. Если в конце занятия малыш все-таки раскапризничался, обязательно сделайте вместе что-то такое, что вызовет у него удовольствие и радость. Занятия должны заканчиваться с улыбкой.

Пусть вам кажется, что при этом вы сделали недостаточно. Поверьте, при таком подходе вы постепенно будете делать больше. А если начнете «дожимать» — наоборот, с каждым разом ваш ребенок будет протестовать сильнее, и вы не сможете сделать даже небольшую часть намеченной программы.

4. Чередуйте сложное с простым
Начинайте и заканчивайте каждую тренировку тем, что дается легко, превращая это в игру, увлекательную и для вас и для ребенка.

Например, если вы на этапе обучения ползанию на четвереньках и самое сложное для вас – реципрокные движения с переносом веса на каждую руку, предложите малышу вначале поиграть в мяч, толкая его к вам каждой рукой поочередно; покатать каждой рукой по полу машинку. А потом, когда мяч или машинка «нечаянно» откатится подальше – до неё нужно будет добраться, правильно переставляя ручки и ножки. После чего игра продолжится.

5. Разбейте одну большую цель на маленькие этапы.
Чтобы не потерять интерес к работе и желание продолжать, очень важно видеть результат от того, что делаешь каждый день.
И что бы этот результат был заметен для вас, каждую большую цель – перевернуться, сесть , поползти – разбейте на маленькие этапы. Ведь каждый из этих навыков складывается из множества маленьких движений: повернуть и удержать голову, вытянуть и раскрыть руку, толкнуться ножкой и т.д.

Ставьте перед собой небольшие задачи, достижимые на этом этапе двигательных возможностей ребенка и отмечайте каждое его движение вперед.
Обязательно ведите дневник!

6. Переключайтесь. Будьте максимально мобильны.
Не бойтесь полностью поменять намеченный план.
Если ребенок в этот день категорически отказывается заниматься физически, переключитесь на что-то другое – мелкую моторику, развивающие игры. Возможно, у малыша накопилась усталость. Со всеми бывает. Дайте ему возможность отдохнуть от физических упражнений. Но обязательно придумайте им альтернативу. И это – следующий пункт:

7. Будьте методичны.
Если ребенок привыкнет к тому, что ежедневные занятия обязательны, он со временем начнет воспринимать их как естественный образ жизни и не будет протестовать: так должно быть и по другому просто не бывает.
Точка.

Поэтому, если вы чувствуете, что малыш нуждается в отдыхе, таким отдыхом должно стать альтернативное занятие, а не просмотр мультиков в тот период, когда он привык работать.

8. И еще один пункт. На мой взгляд, самый важный — ваше физическое здоровье.

Что бы быть плодотворными, вы должны обладать хорошим запасом сил и энергии.
Все знают, как важно и полезно выходить иногда на пробежку и заниматься по утрам гимнастикой.
Все ли делают?

Заставляя своего малыша ежедневно приседать, отжиматься, тренироваться до усталости, многие ли способны заставить себя выполнить хотя бы небольшой комплекс физических упражнений?

Прежде чем искать мотивацию для ребенка, найдите её для себя!

Ведь растить, воспитывать и восстанавливать особого ребенка придется долго и трудно. Это большой и очень непростой путь длиною в жизнь. И на этом пути вам понадобится очень много сил. И физических и душевных. И с самого начала надо научиться беречь и восполнять эти силы.
Работать для этого.

Всем желаю здоровья, сил и больших результатов!

Наверняка у каждого из нас есть свой способ мотивировать ребенка. И не один. Предлагаю в комментариях поделиться этим опытом – для кого-то ваши приемы могут оказаться подходящими и полезными.

(авторская уникальность текста зарегистрирована на text.ru)

Мимическая гимнастика в постинсультном состоянии
ЦМР "Благополучие"
Инсульт может вызвать паралич лицевого нерва или частичную потерю мышечного контроля мимических мышц. Эти последствия инсульта затрудняют или делают невозможным речь, прием пищи, выражений эмоций и общей мимики лица. Специальные разработанные упражнения включают переподготовку воздействующую на ЦНС и нервные пути, помогая пациентам, перенесшим инсульт, восстановить или частично обрести мобильность лицевых мышц.
Уникальная база реабилитационных центров России
С удовольствием представляем Вам базу реабилитационных центров, созданных фондом "Правмир".
Все новости
Дорогие друзья! Наша анкета ориентирована прежде всего на пациентов, нуждающихся в реабилитации, их близких и родственников. Но Вы можете заполнить анкету даже если Вам лично или Вашим знакомым не требуется реабилитация.
Заполнить анкету